Представление интересов пациента или медицинской организации на стадии досудебного урегулирования.

Досудебное урегулирование спора — наиболее эффективный и наименее затратный способ разрешения любого конфликта, в том числе возникшего из договора оказания медицинских услуг. Эффективность урегулирования спора в досудебном порядке обусловливается более тесным личным взаимодействием спорящих сторон, которое позволяет последним услышать и понять друг друга, а также выработать взаимоприемлемое решение.

Обязательное и необязательное досудебное урегулирование спора

По общим правилам, закрепленным процессуальным законодательством РФ в ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) и ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), заинтересованное лицо вправе в порядке, предусмотренном законом, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. То есть общее правило не предусматривает обязательного досудебного урегулирования спора; лицо самостоятельно решает обратиться ли ему сразу в суд либо попытаться урегулировать спор в досудебном порядке.

Вместе с тем, в случае, если федеральным законом либо договором сторон прямо предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора, суд не вправе принять заявление истца и возбудить производство по делу, а на основании ст. 222 ГПК РФ и ст. 148 АПК РФ оставляет поступившее в суд заявление без рассмотрения. Иными словами, в данной ситуации досудебное урегулирование спора является обязательным; судебная защита прав возможна исключительно после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Таким образом, если договор оказания медицинских услуг содержит условие о необходимости направления претензии стороной, которая считает свои права нарушенными, в адрес стороны, нарушившей условия договора, налицо обязательный претензионный порядок досудебного урегулирования спора. Обращение в суд в такой ситуации возможно только после соблюдения установленного договором порядка.

Досудебное урегулирование спора с медицинской организацией, пациентом преимущественно приносит ожидаемые положительные результаты тогда только, когда оно осуществляется профессионалами в этой области.